С внедрением в России программ аудиологического скрининга новорожденных снижение слуха у вашего ребенка может быть выявлена очень рано. А раннее выявление и лечение выраженного снижения слуха – первый шаг к успешной реабилитации слуха. Если мозг никогда не обрабатывал слуховую информацию, он теряет такую способность уже через несколько лет. Поскольку мозг ребёнка гораздо легче адаптируется и обучается, получая новую для него акустическую информацию, ранняя кохлеарная имплантация – ключевой фактор в обеспечении вашего ребёнка необходимой информацией, воспринимаемой на слух.
Различные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что дети, имплантированные до двухлетнего возраста, разбирают слова из свободной речи окружающих лучше, чем дети, имплантированные после двух лет. Рано оглохшие дети, прооперированные в самые кротчайшие сроки после выявления снижения слуха, продемонстрировали такие же способности в изучении языка, как и их слышащие сверстники. Дети, имплантированные в раннем возрасте, получают слуховую информацию, когда их мозг наиболее способен адаптироваться к звукам и способствовать формированию речи. Развитие слуха у них сравнимо с таковым у нормально слышащих детей. Речь развивается, практически, так же, как у слышащих. Минимальный оптимальный возраст проведения кохлеарной имплантации в последние годы был снижен в связи с усовершенствованием хирургической техники и лучшими результатами, которые могут быть достигнуты детьми, имплантированными в очень раннем возрасте. Многим пациентам всего лишь несколько месяцев.
Для детей, которые слышали, а слух потеряли позже, применяется следующее правило:
Чем короче период глухоты, тем лучший эффект можно ожидать от кохлеарной имплантации.
Возраст, в котором проводится кохлеарная имплантация – только один из факторов, влияющих на результат. Активное общение в слышащей среде, эффективная настройка речевого процессора, мотивация, реабилитация, индивидуальные психофизические и соматические особенности – также важные факторы, помогающие достигнуть максимального эффекта у ребёнка. Крайне важно разговаривать с Вашим ребёнком, даже если он или она, возможно, не полностью понимает то, что Вы говорите. Разговаривать с ребёнком – это наилучший способ стимулировать, поощрить развитие речи. Выражение лица и язык тела подчёркивают значение слов и помогут Вашему ребёнку лучше Вас понять.