Квалификация и опыт специалистов, проводящих операцию и последующую слухоречевую реабилитацию, играют важную роль в повышении эффективности кохлеарной имплантации. Чем выше квалификация и опыт специалистов, тем выше результат проведения хирургического вмешательства и последующей слухоречевой реабилитации и, как следствие, выше результат восстановления слуховых и речевых способностей пациентов.
Факторы, которые могут повлиять на результаты кохлеарной имплантации, включают возраст потери слуха и период времени между потерей слуха и операцией кохлеарной имплантации. Для взрослых наилучшие результаты, как правило, связаны с более коротким периодом потери слуха до проведения кохлеарной имплантации. Взрослые с небольшим опытом слухового восприятия (рано оглохшие пациенты), как правило, получают меньшую пользу от кохлеарных имплантов, хотя обе группы взрослых обычно имеют положительную динамику слухового восприятия после кохлеарной имплантации, особенно в восприятии неречевых звуков.
Для детей наилучшие результаты обычно достигаются при установке кохлеарного импланта в раннем возрасте. Оптимальным возрастом для проведения кохлеарной имплантации является возраст от одного года до трех лет. Это связанно с одним из сензитивных периодов. Именно в этом периоде мозг ребенка обладает высокой пластичностью и позволяет строить новые нейронные связи, что является важным фактором в освоении языковой компетенции. У сензитивных периодов есть конечная точка, после которой обучение существенно затрудняется, что ведет к сенсорной депривации. По этой причине проведение у детей кохлеарной имплантации в более позднем возрасте дает меньшую пользу и как правило, не приводит к хорошему овладению устной речи.

В повышении эффективности кохлеарной имплантации большую роль играет процесс реабилитации и участие семьи в этом процессе. В процессе реабилитации после кохлеарной имплантации задействуется достаточно широкий круг специалистов разного профиля (сурдопедагоги, логопеды, психологи, сурдологи, аудиологи и оториналарингологи) совместные усилия которых направлены на наиболее полноценную реализацию всех возможностей кохлеарной имплантации в развитии слухового восприятия и речи глухих пациентов. Правильная организация процесса реабилитации позволяет вернуть большинство из их к полноценной жизни.
Родители и специалисты должны работать совместно для того, чтобы добиться наилучших результатов в развитии речи у ребенка с кохлеарным имплантом. Регулярные визиты к сурдопедагогу, логопеду и специально организованные домашние занятия помогут ребенку освоить язык и научиться говорить правильно. При этом важно понимать, что каждый ребенок развивается по-своему и результаты кохлеарной имплантации могут отличаться у каждого отдельного ребенка. Однако, совокупность регулярных занятий по развитию слуха и речи дает хорошие результаты в развитии речи у детей с кохлеарным имплантом.
Важно обеспечить ребенка подходящей речевой средой, где он сможет общаться со сверстниками, в том числе получать поддержку от родителей и педагогов. От того, какая у ребёнка окружающая речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.
Для того, чтобы ребенок мог успешно использовать кохлеарный имплант, ему нужно чувствовать себя комфортно в окружающей его среде. Семья должна создать такое пространство, где ребенок может свободно общаться и использовать свой кохлеарный имплант, не испытывая страха или неудобства. Следует обращать особое внимание на трудности в общении ребенка со сверстниками и избегать возможных стрессовых ситуаций. Семья должна поддерживать его эмоционально, общаться с ребенком, интересоваться о его чувствах и находить способы помочь ему справляться со стрессом.
Остаточный слух и положительное использование слухового аппарата до проведения кохлеарной имплантации – это еще один фактор, оказывающий положительное влияние на эффективность кохлеарной имплантации. Большое количество научных статей подтверждает, что эффективное использования слухового аппарата до проведения кохлеарной имплантации увеличивает вероятность получения хороших результатов после проведения кохлеарной имплантации.

Кохлеарный имплант обходит неработающие волосковые клетки и напрямую стимулирует волокна слухового нерва. Но существует ряд факторов, которые могут повлиять на количество здоровых волокон слухового нерва, доступных для передачи акустической информации в мозг. Пользователи кохлеарных имплантов с лучшей «выживаемостью» волокон слухового нерва имеют лучшие возможности в восприятии частоты и длительности звуков, переданных с помощью электрической стимуляцией, что может привести к лучшему восприятию речи.
Подведем итог
Кохлеарная имплантация — это эффективный способ восстановления слуха и развития речи у детей и взрослых. Однако, успех зависит от многих факторов: от сохранности слухового нерва, от возраста потери слуха и длительности периода глухоты, от интеллектуального развития, в том числе от способности к обучению, от организации процесса реабилитации и участия родителей и родственников в процессе реабилитации. Кохлеарная имплантация, проведенная у детей в раннем возрасте, способствует оптимальному развитию слуха и надлежавшему усвоению речи, которые в настоящее время сопоставимы с результатами нормально слышащих детей. Родители, воспитывающие детей после кохлеарной имплантации, должны быть готовы к тому, что реабилитационный процесс может быть долгим, а иногда и трудным, но со временем результаты будут заметны. Для взрослых наилучшие результаты, как правило, связаны с более коротким периодом потери слуха до кохлеарной имплантации. Взрослые с небольшим опытом слухового восприятия, как правило, получают меньшую пользу от кохлеарных имплантов, но при этом они отмечают значительное улучшение качества жизни после кохлеарной имплантации.
Автор статьи: Пудов Николай Викторович - аудиолог, специалист по дистанционной реабилитации проекта "Я слышу мир!".