БЫСТРЫЙ СТАРТ
Вот и наступил новый учебный год, ваш ребёнок стал старше и умнее, успел хорошо и продуктивно отдохнуть летом, повысить уровень своих представлений об окружающем мире и уровень слухоречевого развития. Пора делать новый рывок - приступать к новому учебному году и получать новые учебные знания, умения и навыки.
Помните, что именно сейчас, в самом начале учебного года, вы находитесь на максимальном подъёме сил и эмоций, поэтому стараетесь всё сделать эффективнее, ускоряя темп, повышая количество информации для ребёнка и ужесточая свои требования. Всё это приведёт к скорой усталости, апатии и у вас опустятся руки, возникнет нежелание трудиться дальше. Быстрый старт - - скорый финиш.
Основная задача в начале учебного года - правильно распределить свою нагрузку и нагрузку на ребёнка. Фундамент обучения ребёнка - образование дошкольное и школьное - то, с чего традиционно начинается основное развитие ребёнка.
Оно даёт детям необходимый запас знаний. Продвинутые родители стараются помогают ребёнку учиться не только выполняя с ним домашние задания и придумывая дополнительные игры для слухоречевого развития, но и проводят активности, которые помогут ребёнку: научиться наблюдать, внимательно воспринимать информацию, обращать внимание на основное и детали, работать в режиме многозадачности, думать быстрее и быстрее принимать решения, не сбиваться на пути к цели, организовать своё обучение самостоятельно, ориентируясь на свои интересы и потребности.
Дисциплины этого уровня часто включают в себя тренажёры для мозга, упражнения на анализ информации, междисциплинарное мышление, инженерное мышление, быстрое выявление причинно-следственной связи.
Давайте подумаем с вами вместе, как можно использовать окружающий мир и незначительное свободное время для достижения этих целей.
ДОРОГА ДО И ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Используйте эффективно всё совместное время с ребёнком, в том числе дорогу до садика или школы и обратно. Если вы идёте вместе, обсудите утром планы на день, и возможные результаты. Когда идёте обратно из садика или школы поговорите о том, что произошло за день. Но, не начинайте с оценок, успехов или неудач в образовательных делах ребёнка. Начните с его эмоционального состояния, что получилось, а что нет, было весело или грустно, почему? Это поможет вам душевно сблизиться с ребёнком. Он поймёт, что вы интересуетесь не только его учёбой, но и им самим, его личными делами и настроением. Это очень важный момент в доверительных отношениях между родителями и детьми, что очень важно при организации любой продуктивной деятельности. Ребёнок начнёт прислушиваться к вашим советам, пожеланиям и заданиям.
Поговорите об окружающем мире, что изменилось осенью, почему, как это влияет на природу. Так вы сможете развить представления у ребёнка об окружающем мире, увеличить и уточнить их. Кроме этого, поможете увеличить словарный запас. Стимулируйте ребёнка задавать вопросы, задавайте их сами. Ваш пример - лучший способ по подражанию стимулировать речь у ребёнка.
Если погода хорошая, вы можете выйти заранее до назначенного времени и немного прогуляться. При этом можно заняться спортом, используя физические активности и одномоментно развивать слух и речь ребёнка. Например, научите его перепрыгивать через небольшую лужу вперёд одной ногой, потом другой, потом двумя ногами вместе.
При прыжке можно давать команды и инструкции, более сложные при хорошем уровне развития речи: «Внимание-приготовились, старт-прыжок, молодец-получилось» или простые: «Жди, прыг, ура». При этом ребёнок сам прыжок может сопровождать простой вокализацией: «Oп!». Так будет развиваться его пассивный (понимает) и активный (говорит) словарь. Придумайте свои активности, заведите альбом - дневник наблюдений и планов, зарисуйте схематически, пиктографически.
ВИД ЗА ОКНОМ
Используйте вид за вашим окном, как способ полюбоваться осенней погодой и природой издалека. Это поможет в развитии слухового восприятия и речи ребёнка. Например, называйте предметы, которые видите, а ребёнок пусть их ищет и показывает - так накопите пассивный словарь. Потом поменяйтесь местами, что будет способствовать накоплению активного словаря у ребёнка.Послушайте, как шумит дождь за окном. Привлеките внимание ребёнка, открыв окно, обратите внимание - что стало громче слышно, закрыли - снова тихо. Попробуйте имитировать, как шумит дождь - Ш-Ш-Ш, сначала изобразите сами, потом попросите ребёнка. Имитируйте звукоподражаниям другие окружающие звуки, это поможет не только для слухоречевого развития, но - может быть полезным на настройке его слухового аппарата и/или процессора системы кохлеарной имплантации. Когда аудиолог его спросит, как он слышит, он сможет изобразить свои звуковые ощущения вокализациями звукоподражаний, даже если ещё не владеет устной речью. Так аудиолог поймёт лучше, что и как слышит ребёнок. Это поможет в настройке.
ГОТОВИМ ЗАДАНИЯ
Выполняя домашние задания от педагогов, помните о необходимом режиме дня, режиме труда и отдыха. Из определения психологии, что такое отдых - это смена видов деятельности. Поэтому меняйте активности ребёнка, используя их эффективное чередование: занятие за столом - игра на полу, письмо-чтение и др. Проводите гимнастики для всего тела и координации движений, для пальцев - пальчиковая гимнастика, выполняйте гимнастику для глаз при длительном зрительном сосредоточении. Для этого можно отслеживать движущийся предмет или смотреть на точку (предмет) вблизи, чередуя с просмотром точки (предмета) вдали.
Именно отдых, смена деятельности у ребёнка и гимнастика помогут эффективно и быстро осваивать учебный материал.
Помните об этом!
Помните об этом!
Автор статьи: Ольга Зонтова - сурдопедагог, учитель–дефектолог ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России