1 сентября 2017
Возможности кохлеарной имплантации в России
13 апреля — в День мецената и благотворителя — гостями информационно-музыкального канала «Невское утро» на «Радио России — Санкт-Петербург » стали руководитель и сотрудники СПб НИИ ЛОР.
Гости программы
- Юрий Янов, доктор медицинских наук, академик РАН, директор СПб НИИ ЛОР, заслуженный врач РФ, Президент Национальной медицинской ассоциации оториноларингологов.
- Владислав Кузовков, доктор медицинских наук, отохирург СПб НИИ ЛОР, член Международного сообщества экспертов «HEARING».
- Инна Королева, главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, профессор
Северо-Западного государственного медицинского университета имениИ. И. Мечникова , профессор РГПУ им.А. И. Герцена , специалист по сурдотерапии, по реабилитации людей после кохлеарной имплантации.
В прямом эфире они рассказали о современном уровне развития кохлеарной имплантации в России. О том, какие уникальные операции проводятся сегодня в институте. О том, как специалисты СПб НИИ ЛОР осуществляют послеоперационную работу с пациентами по слухоречевой реабилитации, и какие новейшие технологии и методики используют при этом.
Юрий Янов
В 2017 году исполняется ровно 20 лет с тех пор, как первая кохлеарная имплантация была проведена в России, и именно — в Санкт-Петербурге . Это знаменательный момент для отечественной отоларингологии.
Юрий Янов, академик РАН, директор СПб НИИ ЛОР
«СПб НИИ ЛОР является одним из мировых лидеров в оказании помощи глухим и слабослышащим людям».
На сегодняшний момент институт является одним из мировых лидеров в оказании помощи глухим и слабослышащим людям. Я не говорю о том, что СПб НИИ ЛОР делает больше всех в мире кохлеарных имплантаций, но институт занимается и отбором, и оперированием, и реабилитацией. Сама операция по кохлеарной имплантации — это только часть того трудного пути, который необходимо пройти и больному, и врачам, и родителям. Это — единый организм, и все должны подчиняться единым правилам. Кохлеарная имплантация — удел целой команды. Это один пациент и примерно 27 специалистов, участвующих в процессе на всем протяжении пути возвращения в мир звуков.
Владислав Кузовков
Напомню статистику. В России живет примерно 140 млн человек. Потребность в кохлеарной имплантации: одна на 100 тысяч человек ежегодно — это около 1400 операций в год на всю страну. Считается, что на 1000 новорожденных 1 ребенок рождается глухим, и еще 2–3 ребенка теряют слух в первые годы жизни.
Владислав Кузовков, д.м.н., руководитель отдела слуховой реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР
«Потребность в кохлеарной имплантации — около 1400 операций в год на всю страну».
Мы имеем две основных категории — маленькие дети, которые родились глухими или потеряли слух в первые годы жизни. Вторая большая категория пациентов — это люди, потерявшие слух, уже овладев речью. Есть и категория пожилых пациентов. Всем категориям мы можем помочь.
Когда люди впервые сталкиваются с этой проблемой, они, как правило, не знают, что делать. Они ищут информацию в Интернете. Обращаются к врачам-отоларингологам на местах. Сейчас люди находят необходимую информацию. Но, тем не менее, всегда — первый вопрос, который они задают: «Может ли это нам помочь? На самом ли деле нам это поможет?» На этом этапе приходится вести разъяснительную, просветительскую работу. Потом уже мы готовим пациента к операции. О том, что их ждет после операции, люди могут узнать только от нас — от тех специалистов, которые будут заниматься реабилитацией. Сама операция — это еще полдела.
После операции, когда подключается и сам имплант, и речевой процессор, для пациента настают трудные времена. Если это маленький ребенок, который не слышал до этого, то для него всё начинается сначала, как с первого дня от рождения. Пациенты, которые потеряли слух, уже овладев речью, тоже сталкиваются с проблемами. Потому что сначала звуки могут быть непохожими на те, что они слышали раньше. Но в процессе послеоперационной реабилитации эти звуки складываются в общую картину. В этом пациентам помогают специалисты по слухоречевой реабилитации. Самое для нас приятное — когда люди приходят через несколько месяцев и говорят: «Доктор, я слышу так же, как раньше».
Инна Королева
Кохлеарный имплант дает физическую возможность слышать звуки. Но узнавать, какой именно это звук, понимать, что значит слово, которое выражается звуками — этому пациента надо учить. Это — длительный процесс. Эта ситуация в значительной степени напоминает ситуацию, когда мы не просто учимся слышать, а учимся иностранному языку. Почему мы всегда радуемся, когда есть возможность провести операцию маленькому ребенку? Потому что все знают, как легко учится любой маленький ребенок любому языку и насколько сложнее это делать взрослому человеку. Так устроен мозг. Это — его особенность.
Инна Королева, главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, профессор, профессор РГПУ им. А. И. Герцена
«Мы проводим операции детям и взрослым, которые живут в разных регионах России».
Проблем очень много. Мы проводим операции детям и взрослым, которые живут в разных регионах России. Страна — огромная, и не во всех регионах есть специалисты, которые могут продолжить нашу работу. И дети, и взрослые нуждаются в специальных занятиях, в возможности постоянно настраивать речевой процессор, и всё это требует новых подходов.
СПб НИИ ЛОР, безусловно, является в России ведущим учреждением, которое разрабатывает современные подходы, отличающиеся от методов обучения глухих людей говорить, которые использовались раньше — в 19 веке, в 20 веке. Тогда люди не слышали. Они учились говорить, читая по губам, глядя на написанный текст, это было опорой. Мы же учим слышать и развивать речь, как у обычных людей. Это требует большой работы с родителями. Потому что обычно ребенок овладевает словом, прежде всего, слушая речь близких людей, речь мамы, которая с ним больше всего общается. Но мама глухого ребенка, общаясь с ним, должна учитывать особенности восприятия, которые на начальном этапе не позволяют ее ребенку спонтанно осваивать речь.
Есть общероссийский проект — «Я слышу мир!», которое связывает не слышащих детей, их родителей и специалистов разных национальностей из разных регионов страны. Проект предназначен поддерживать такие семьи и таких детей.
СПб НИИ ЛОР разрабатывает семейно-ориентированные подходы, и вся страна работает по пособиям, которые подготовлены в институте. Бывшие наши соотечественники, страны ближнего зарубежья, так же работают по методикам, разработанным в СПб ЛОР НИИ. Сейчас в институте мы обсуждаем очень важную задачу — создание материалов на национальных языках. Конечно, в России основной язык — русский. Но очень много семей, которые говорят на других языках. И нам нужны материалы, которые будут предназначены для обучения детей говорить и слышать на самых разных языках. Сегодня уже созданы материалы на аварском, армянском, грузинском, казахском, татарском, украинском, якутском языках. Это тоже — важная задача.
Смотрите также