Несомненно звук, воспринимаемый человеком через кохлеарный имплант, отличается от звука, воспринимаемого при нормальном слухе. В первую очередь это связано с тем, что в импланте происходит стимуляция слухового нерва, а не рецепторов внутреннего уха как это происходит при нормальном слухе и в случае использования слухового аппарата. Во-вторых, количество электродов, стимулирующих слуховой нерв значительно меньше числа волосковых клеток в «здоровой» улитке, а также с тем, что частотное распределение вдоль электрода не всегда соответствует тонотопическому распределению в улитке.
Разные взрослые пользователи по-разному описывают как они слышат в системе кохлеарной имплантации. Одна часть пользователей описывают свои слуховые ощущения в кохлеарном импланте как «роботизированные», «писклявые», «мультяшные» или «как в жестяной банке». Другая часть пользователей описывают свой слух в кохлеарном импланте как удивительно естественный и приятный.

Пациенты с кохлеарным имплантом, которые слышат звук как «роботизированный» или «мультяшный» со временем приспосабливаются к новым сигналам. И со временем звуки, которые они слышат становиться более естественными. Это становится возможным благодаря пластичности коры головного мозга. Пластичность — это термин, используемый для описания реорганизации центральной нервной системы посредствам синаптических изменений и перестройки нейронных связей.
Если объяснить пластичность мозга простыми словами, то получается, что прежде, чем мозг сможет нормально обрабатывать электрические импульсы, которые он никогда раньше не испытывал в осмысленную информацию, он должен адаптироваться к новым слуховым ощущениям. Этот процесс требует времени и практического накопления слухового опыта, в том числе полученного в процессе реабилитации и повседневной жизни.
Большинство пользователей кохлеарных имплантов сообщают, что странные звуки, которые они впервые услышали после установки кохлеарного импланта исчезают по мере того, как они используют свой кохлеарный имплант.
У детей, которые никогда раньше не слышали, формируются новые нейронные связи так, чтобы начать понимать эти звуки. Благодаря реабилитации и практическому накоплению слухового опыта большинство детей могут научиться интерпретировать эти звуки так, чтобы понимать речь окружающих. Конечно же, звуки, которые слышит ребенок, не будут полностью «естественными», но ввиду отсутствия у ребенка слухового опыта он не имеет возможности это оценить. Его мозг воспринимает их как естественные звуки. Со временем в результате слухоречевой тренировки его слуховое восприятие и собственная речь практически не отличается от нормально слышащих сверстников.

На сегодняшний день в сети интернет есть много симуляций звучания кохлеарного импланта. Но по информации, полученной от людей с односторонней глухотой использующих кохлеарный имплант ни одна из всех симуляций, которые они слышали не приближаться к тому, как они воспринимают звук с кохлеарным имплантом.
Автор статьи: Пудов Николай Викторович – аудиолог, специалист по дистанционной реабилитации проекта «Я слышу мир!»