Использование игровых технологий по развитию фонематических процессов
ГлавнаяНовостиИспользование игровых технологий по развитию фонематических процессов
12 июля 2023

Использование игровых технологий по развитию фонематических процессов

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Говоря о фонематических процессах, нужно уточнить, что данное понятие включает в себя: фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематический анализ и синтез.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

Фонематический анализ и синтез – это процессы выделения в речевом потоке отдельных фонем и соединения их в целое (слог, слово).


Развитие фонематических процессов определяет успешное функционирование речевой системы в целом. Нарушение фонематических процессов мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, а также приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Использование игровых технологий по развитию фонематических процессов, изображение №3
Ребёнок должен осознать звуковой строй языка, то есть уметь услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности.

С помощью игровых средств мы можем создать игровые ситуации, с помощью которых актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.


Этапы формирования фонематического слуха

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

- различение неречевых звуков

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Взрослый выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.


Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)
Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.


- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы)

Игра «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили?»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.

Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».


- дифференциация по ритму (ритмические рисунки)


Игра «Полянка»

Цель: узнавать ритмический рисунок.

На полянку собрались дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц-1 раз, медвежонок-2 раза, белка – 3 раза, а ёжик 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.


- дифференциация по силе звучания (громко - тихо)


Игра «Высоко – низко»

Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.

Игра «Тихо-громко»

Проводится аналогично предыдущей, только звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.


2 этап - развитие речевого слуха


-  различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

Игра «Метель»

Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.

Игра «Дует ветер»

Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

Игра «Громко-тихо»

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя»

Цель: развитие умения менять высоту голоса
Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Близко – далеко».
Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).


· дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Правильно-неправильно"

1 вариант. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.


Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.


Игра «Какое слово отличается?»

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка

-  дифференциация слогов

Игра «Одинаковые или разные»

Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача ребёнка угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Слоги надо подбирать те, которые ребёнок уже способен повторить правильно. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.
Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

- дифференциация фонем

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова
-выделение гласных из ряда звуков
-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов
-узнавание гласных на фоне многосложных слов
-выделение согласных из ряда других звуков
узнавание согласных на фоне многосложных слов

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный
Спеть согласные бы рады,
Но во рту одни преграды:
Шепот, свист, жужжанье, рык
Преподносит нам язык.


Игра «Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.
Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодна, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его. (белка) .


Игра «Звук заблудился»

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Игра «Найди звук»

1 Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.
2 По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.
Игра с мячом.
Взрослый произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук пой мать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

Использование игровых технологий по развитию фонематических процессов, изображение №4

!!!Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.


Продолжение следует…

Смотрите также
Кохлеарная имплантация и музыка
Кохлеарная имплантация и музыка
Что такое артикуляционная гимнастика?
Что такое артикуляционная гимнастика?
Кохлеарная имплантация: настройка и реабилитация
Кохлеарная имплантация: настройка и реабилитация
Кохлеарная имплантация и LEGO
Кохлеарная имплантация и LEGO
Мастер-класс в Красноярске
Мастер-класс в Красноярске
Кохлеарная имплантация и спорт
Кохлеарная имплантация и спорт
Жизнь с кохлеарным имплантом
Жизнь с кохлеарным имплантом
Проект "Крепкая семья" в Волгограде
Проект "Крепкая семья" в Волгограде