Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Умение ребенка сосредотачиваться на звуке – это очень важная особенность в развитии, без которой невозможно слушать и понимать речь. Очень часто дошкольники, да и дети начальной школы говорят «небель» вместо «мебель», «колокончик» вместо «колокольчик», «хутбол» вместо «футбол» и т.п. Педагоги и родители много раз исправляют, объясняют, что в этих словах другой звук, но ребёнок продолжает говорить «по-своему». Мы знаем, что данные неточности произношения говорят о логопедических нарушениях. И, к сожалению, впоследствии эти неточности перерастут в ошибки на письме и трудности в обучении в школе.
В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи, формировать установку на восприятие речи окружающих. Более того, надо научить ребёнка внимательно слышать всё, что происходит вокруг него. Предлагаем вам ознакомиться с этапами работы по развитию слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.
I этап. На данном этапе работаем над:
· привлечением внимания к звучащему предмету,
· определением источника звука со зрительной опорой и без неё,
· различением и запоминанием цепочки звукоподражаний, различных звучаний, голосов,
· знакомством с характером звучащих предметов,
· определением местонахождения и направленности звука,
· запоминанием последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов.
Игры: «Чья музыка слышится? «Кто играет?», «Колокольный звон», «Идет или бежит», «Тишина» (назвать как можно больше звуков вокруг себя).
II этап. На этом этапе учим ребёнка слушать все нюансы, сходства и различия неречевых шумов, сравнивать их.
Упражнения направлены на
· нахождение одинаковых звуков,
· различение звуков по громкости звучания и скорости, выстраивание последовательности, запоминание последовательности звучания,
· определение ритма звука.
Игры: «Найди баночку, которая шумит так же», «От самой громкой к самой тихой», «Найди лишнюю».
Научившись различать неречевые звуки, ребёнок начинает прислушиваться и к звукам речи.
III этап. Упражнения направлены на различение одинаковых звуков и звукокомплексов по громкости и тембру.
Игры: «Герои фильма» (различаем голоса героев), «Говорим шёпотом», «Кошка или котенок», «Какая машина сигналит».
IV этап. Здесь упражнения учат запоминать инструкцию, развивать чувство ритма. На этом этапе включаются упражнения на речевом материале (слог, слово).
Игры: «Хлопки» (учим запоминать инструкцию), «Длинное или короткое» (учим оценивать длительность звучания), «Послушай и воспроизведи».
V этап. Игры и упражнения направлены на различение интонации звучания речи.
Игры: «Настроение», «Повтори иначе», «Повтори с такой же интонацией».
VI этап. На данном этапе упражнения помогают научиться различать слова, близкие по звучанию.
Игры: «Говорим правильно», «Ложки», «Выбери нужное слово», «Покажи, где…», «Похожи - не похожи», «Одинаковые или разные».
VII этап. Работаем над рифмами. Дети начинают чувствовать рифмы, когда наблюдают за тем, что многие слова звучат похоже, имеют примерно одинаковы звуковой состав и ритм. К этому этапу переходим тогда, когда дети легко определяют слова, близкие по звучанию.
Игры: «Что не так?», «Доскажи словечко?», «Подбери рифму».
VIII этап. Заключительный этап.
На заключительном этапе упражнения и игры направлены на развитие внимательности в различных ситуациях, на восприятие речи собеседника без пояснений и повторений, развитие слуховой памяти.
Игры: «Имена» (хлопнуть, если услышишь имя…), «Палочки» (выложить столько, сколько хлопков услышишь), «Слушаем, выполняем», «Найди игрушки».
Даная система упражнений по развитию слухового восприятия и слухового внимания помогает научить ребёнка внимательно слушать, что происходит вокруг него, находить похожие друг на друга шумы, без путаницы произносить звуки в словах, слышать и понимать задания с первого раза. А затем достаточно легко овладеть фонематическим анализом и синтезом. И далее овладевать навыками письменной речи с меньшими трудностями.
Рекомендации родителям:
· Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте.
· Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы.
· Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих). Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки.
· Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы.
· Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, задачами которого являются:
- развитие слухового внимания;
- развитие слуховой памяти;
- работа с порядковыми числительными.