Грант завершён, можно подвести итоги и сделать выводы об эффективности проделанной работы. Для того, чтобы двигаться дальше: совершенствовать и развивать проект, направленный на помощь и поддержку маленьких пациентов со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами в период реабилитации.
«Идея проекта возникла за год до его запуска и основная цель, которую мы преследовали, была возможность получать полный цикл реабилитационных мероприятий, не выходя из дома. В период пандемии новой коронавирусной инфекции данный курс решил много проблем, связанных с ограничением режима посещений специалистов, - рассказывает автор идеи проекта Дмитрий Куликов, - но не только это стало основным направлением нашей работы. Мы хотели вовлечь родителей и близких детей – участников проекта, в процесс реабилитации, тем самым задать правильный вектор направления занятий по повышению слухоречевой активности, а также создать комфортную атмосферу для малышей, имеющих нарушения слуха и речи, пользователей слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов».
В рамках Гранта курс дистанционной реабилитации для каждого ребёнка длился 60 дней. В программу проекта вошли 24 мероприятия, направленных на развитие у ребенка слухоречевых навыков. Из них 12 онлайн занятий с сурдопедагогом и 12 интерактивных игровых упражнений. Все мероприятия дистанционной коррекционно-педагогической реабилитации расположены последовательно, с учётом повышения уровня сложности, а также имеют определённые временные интервалы. Помимо занятий, направленных на работу с малышами, в программу курса включены 22 методические встречи с родителями, направленные на обучение методам коррекционной социально-педагогической помощи. По освоению которых близкие пациентов имеют возможность самостоятельно проводить дополнительные занятия в домашних условиях.
В проекте приняли участие дети в возрасте от 2,5 до 5 лет включительно. Координатор проекта Пудов Николай Викторович рассказал, что внимание малышей достаточно сложно удержать в течение 30 минут перед экраном, но специалисты-сурдопедагоги смогли найти индивидуальный подход к каждому малышу, что позволило достичь необходимых результатов. Именно дистанционный подход в реабилитации позволяет начать работать с пациентом в самые ранние сроки, что исключительно важно для успешного взаимодействия с ребёнком в дальнейшем.
Для участия в дистанционной коррекционной социально-педагогической реабилитации «Я слышу мир!» было подано 198 заявок. Согласно условиям гранта, проект был рассчитан на 50 детей. Именно столько детей-инвалидов по слуху было отобрано, в соответствии с очерёдностью подачи заявки.
География пациентов самая разная: это и Калининград, и Улан-Удэ, Симферополь, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону.
Для внедрения курса в массовое использование была создана интерактивная платформа www.ushariki.ru , которая включала в себя личный кабинет пациента, систему уведомлений о предстоящих занятиях, а также много различных сервисов для сбора анамнеза, оценки уровня возможностей слуха и речи, анализа прогресса в выполнении заданий. Всё это позволило вести учёт и контроль за освоением курса.
Экспертом программы Зонтовой Ольгой Викторовной была разработана анкета, на основании которой оценивался уровень слухоречевого развития пациента до начала реабилитационных мероприятий и после. На основании полученных результатов участникам выдавалось письменное заключение, с которым в последствие может работать специалист, наблюдающий ребёнка, по месту жительства.
По словам Николая Викторовича, проект показал ожидаемые результаты, и специалисты настроены усовершенствовать курс, расширить объём консультаций и увеличить их по времени. Будет пересмотрен и возраст участников. В последующем программа будет рассчитана на детей от 2 до 7 лет и также в курс войдут занятия как для пациентов, так и для их родителей. Потому что в семье малыш проводит большинство своего времени и важно, какая звуковая и речевая среда его окружает. Основная работа по занятиям с ребёнком ложится на плечи родителей, воспитывающих детей инвалидов по слуху. Необходимо не только проводить реабилитационные мероприятия для маленьких пациентов, но и обучить родителей в дальнейшем организовывать самостоятельные занятия, так как полученные знания во время дистанционной реабилитации позволят родителям заниматься с ребенком-инвалидом по слуху на более высоком уровне.
Как отмечает эксперт проекта, в результате проведённого качественного анализа дистанционной коррекционно-педагогической помощи, у большинства детей отмечена положительная динамика развития, то есть произошло повышение реабилитационного потенциала. Анализ анкеты «Эффективность реабилитации» демонстрирует нам качественную и количественную положительную динамику в области условий получаемой коррекционно-педагогической помощи, развитии слухового восприятия, устной речи и общему развитию детей, прошедших курс реабилитации.
«Данный курс выступает как педагогический и не привлекает к участию медицинский персонал, врачей-специалистов. На данный момент мы не имеем права проводить настройку аппаратов дистанционно, но рассматриваем такую возможность и будем продолжать работать в этом направлении, - поясняет Николай Викторович, - наша программа значительно увеличивает шансы на качественный уровень жизни маленьких пациентов и способствует более эффективной интеграции ребёнка в слышащее общество. Мы получили хорошие отзывы по результатам курса, что говорит об осознанном подходе родителей, пониманию организации и необходимости проведения специальных целенаправленных занятий по слухоречевому развитию».