Петь у детей с нарушенным слухом получается лучше и быстрее, чем говорить. При помощи индивидуальных занятий по вокалу многие проблемы речи и слуха, требующие кропотливой работы и сосредоточенного труда, можно решить играючи. Так считает Светлана Бурнос, на чьи мастер-классы всегда с большим удовольствием ходят и дети, и их родители.
27 мая 2021
"День пения" в СПб НИИ ЛОР
В Санкт-Петербургском ЛОР НИИ 24 мая состоялся творческий мастер-класс по пению для детей с кохлеарными имплантами
В Санкт-Петербургском ЛОР НИИ 24 мая состоялся творческий мастер-класс по пению для детей с Кохлеарными имплантами. Поделиться своим опытом приехала мама имплантированного ребёнка, профессиональный музыкант, преподаватель музыки и пения из Беларуси Светлана Викторовна Бурнос:
Музыкальные занятия являются революционным методом слухоречевой реабилитации и способствуют интенсивному развитию слухового восприятия, слухового внимания, голоса и чувства ритма. Поэтому многие мероприятия, организованные для детей с нарушением слуха, имеют творческую составляющую и связаны именно с музыкой.
Елена Попова (Вице-президент Родительского объединения «Я слышу мир!»):
В настоящее время групповые занятия музыкой с детьми с кохлеарными имплантами используются как вспомогательный инструмент для развития у таких детей метро-ритмических представлений и слухового восприятия. Индивидуальные же занятия пением на базе специального песенного материала позволяют решить такие проблемы слуха и речи, решение которых недоступно на занятиях с сурдопедагогом и логопедом — это мелодизация речи, ускорение темпа речи, улучшение тембральных красок голоса, развитие музыкального слуха. Светлана на примере своего сына рассказала и показала гостям мастер-класса, насколько эффективной может быть её методика.
Инна Королёва (Главный научный сотрудник ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России, профессор):
У безречевых детей пение позволяет запустить яркие эмоциональные вокализации благодаря которым ребёнок будет развивать речевое дыхание, навык управления голосом, слуховое восприятие, память, фонематический слух. Получается, что пение закладывает фундамент для развития красивой интонационно богатой речи, знакомит ребёнка с возможностями своего голоса. Успех занятий по вокалу отмечают не только те специалисты, кто работает с детьми после операций по установке кохлеарных имплантов, но и хирурги, кто эти операции выполняет.
Владислав Кузовков (Заместитель директора по инновационной деятельности ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России, отохирург, эксперт HEARRING):
Таким образом пение становится одним из ведущих инструментов слухоречевой реабилитации наравне с сурдопедагогикой и логопедией. Подобные мастер-классы помогают специалистам перенять опыт и больше узнать о новых методиках слухоречевой реабилитации, а детям и их родителям поверить в себя, в свои силы и возможности.
Кристина Егорова (мама ребенка с нарушением слуха):
«Я считаю это очень важным, потому что многие и родители, и специалисты сомневаются в том, получится ли у них петь, станет ли у них в руках пение таким эффективным инструментом для слухоречевой реабилитации. И я хочу показать, как я это делаю, хочу показать свои находки и не просто на словах, а на детях разного уровня. Как я пою с неговорящими детьми и это приводит к по — настоящему потрясающим результатам. Хочу показать, как можно за короткий промежуток увидеть сдвиги в речи, в слухе этих малышей. Чем на том же материале можно заняться с детьми, у которых уже есть речь. Как можно на тех же песенках работать над развитием темпа речи, чёткостью артикуляции, речевым дыханием».
Музыкальные занятия являются революционным методом слухоречевой реабилитации и способствуют интенсивному развитию слухового восприятия, слухового внимания, голоса и чувства ритма. Поэтому многие мероприятия, организованные для детей с нарушением слуха, имеют творческую составляющую и связаны именно с музыкой.
Елена Попова (Вице-президент Родительского объединения «Я слышу мир!»):
«Это успешная мама с успешным ребёнком. Она делится своим опытом. Это очень важное событие для сурдопедагогов, для аудиологов, для детей, для родителей, которые вовлечены в этот процесс и наш проект всегда поддерживает такие мероприятия».
В настоящее время групповые занятия музыкой с детьми с кохлеарными имплантами используются как вспомогательный инструмент для развития у таких детей метро-ритмических представлений и слухового восприятия. Индивидуальные же занятия пением на базе специального песенного материала позволяют решить такие проблемы слуха и речи, решение которых недоступно на занятиях с сурдопедагогом и логопедом — это мелодизация речи, ускорение темпа речи, улучшение тембральных красок голоса, развитие музыкального слуха. Светлана на примере своего сына рассказала и показала гостям мастер-класса, насколько эффективной может быть её методика.
Инна Королёва (Главный научный сотрудник ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России, профессор):
«Это, конечно, революционная методика, с моей точки зрения, и она очень отличается от традиционных приёмов музыкальных занятий. Пение — оно гораздо в большей степени ориентировано и направлено на развитие речи, чем все другие подходы. У ребёнка, благодаря таким занятиям, происходит такое коммуникативное раскрепощение: он не боится вступать в контакт, он не боится говорить, даже если его плохо понимают, он пытается донести какую-то свою мысль. Он становится более уверенным, а эта уверенность ребёнка, передаётся родителям».
У безречевых детей пение позволяет запустить яркие эмоциональные вокализации благодаря которым ребёнок будет развивать речевое дыхание, навык управления голосом, слуховое восприятие, память, фонематический слух. Получается, что пение закладывает фундамент для развития красивой интонационно богатой речи, знакомит ребёнка с возможностями своего голоса. Успех занятий по вокалу отмечают не только те специалисты, кто работает с детьми после операций по установке кохлеарных имплантов, но и хирурги, кто эти операции выполняет.
Владислав Кузовков (Заместитель директора по инновационной деятельности ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России, отохирург, эксперт HEARRING):
«То, что делает Светлана — это замечательно. Эта методика помогает развивать ребёнка всячески и результат понятен. Когда общаешься с сыном Светланы, Глебом, видишь его, никогда не скажешь, что у него есть проблемы со слухом».
Таким образом пение становится одним из ведущих инструментов слухоречевой реабилитации наравне с сурдопедагогикой и логопедией. Подобные мастер-классы помогают специалистам перенять опыт и больше узнать о новых методиках слухоречевой реабилитации, а детям и их родителям поверить в себя, в свои силы и возможности.
Кристина Егорова (мама ребенка с нарушением слуха):
«Подобные мастер-классы вызывают у меня не только интерес, но и восхищение и сегодня я даже со слезами на глазах в некоторых моментах была и искренне рада, что такие люди у нас есть. С горящими глазами рассказывающие об этом, действительно, волшебстве. Я ищу различные способы, эффективные способы обучения речи ребенка со сниженным слухом. Благодарю организаторов: ЛОР НИИ и команду „Я слышу мир!“ за организацию подобных мероприятий, потому что они вдохновляют и родителей на дальнейшую работу, вот, на то, что всё возможно и может быть еще лучше, чем есть сейчас».
Смотрите также