В работе семинара приняли участие более 150 человек: педагогические работники учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровнях дошкольного и общего среднего образования; специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; родители, воспитывающие детей с нарушением слуха, профессорско-преподавательский состав Института инклюзивного образования БГПУ, магистранты, студенты.
Открывая работу научно-методического семинара, Феклистова Светлана Николаевна, заместитель директора Института инклюзивного образования по научно-методической работе, отметила уникальность мероприятия, указав на его межведомственный характер. Она подчеркнула, что современная сурдопедагогика очень стремительно развивается благодаря прогрессу в медицине и технике (раннему выявлению нарушений слуха и раннему слухопротезированию). Однако важнейшим условием эффективности работы выступает высокая профессиональная компетентность учителя-дефектолога, владеющего арсеналом методических средств и умеющего их адекватно использовать.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась Макарина-Кибак Людмила Эдуардовна, депутат Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, председатель постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, Член Совета Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, доктор медицинских наук. В своем выступлении она подчеркнула актуальность темы мероприятия, а также акцентировала внимание на важности межведомственного подхода в решении проблем слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха. Людмила Эдуардовна отметила, что такой семинар — мечта ее жизни.
Директор Института инклюзивного образования, доктор педагогических наук Хитрюк Вера Валерьевна указала на значимость интеграции науки и практики в разработке актуальных проблем образования, подчеркнула важность целенаправленной подготовки специалистов к работе с детьми с нарушением слуха, акцентировала внимание на роли Института инклюзивного образования и Республиканского ресурсного центра инклюзивного образования в обеспечении качества этой работы.
Главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь Мулица Елена Алейзовна также отметила значимость мероприятия и призвала участников к активному обсуждению проблем коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.
Приветствуя участников, директор Благотворительного гуманитарного местного фонда «Гармония звуков» Шешко Яна Владимировна отметила важность семинара для родителей, воспитывающих детей с нарушением слуха (а их было более 40 человек), подчеркнула предоставленную возможность обсуждения волнующих вопросов.
Центральным звеном научно-методического семинара стало выступление с докладом Королёвой Инны Васильевны, профессора кафедры сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, главного научного сотрудника СПб НИИ ЛОР, доктора психологических наук, профессора. В своем выступлении Инна Васильевна тщательно проанализировала и охарактеризовала современные подходы к слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха, использующих слуховые аппараты и кохлеарные импланты; раскрыла основные задачи обучения, воспитания и коррекционной работы.
Особые акценты Инна Васильевна сделала на условиях, необходимых для спонтанного овладения речью ребенком с нарушением слуха, путях реализации семейно-центрированного подхода в процессе слухоречевой реабилитации, мерах поддержки родителей, воспитывающих детей этой категории, а также профессиональных компетенциях специалистов, осуществляющих образовательный процесс с детьми с нарушением слуха. Важной для всех участников семинара стала возможность задать вопросы Королёвой И.В. – одному из главных специалистов в области развития слуха и речи детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. В завершении своего выступления Инна Васильевна предложила организовать совместно с Институтом инклюзивного образования БГПУ вебинар, посвященный проблеме слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха.
Заместитель директора Института инклюзивного образования по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент Феклистова Светлана Николаевна сделала доклад на тему «Современные тенденции образования детей с нарушением слуха в Республике Беларусь». В своем выступлении она охарактеризовала возможности получения образования детьми с нарушением слуха в нашей республике, раскрыла результаты научной, экспериментальной и инновационной деятельности в этой области, дала краткую характеристику разработанного белорусскими учеными программного и учебно-методического обеспечения, обозначила состояние и перспективы подготовки кадров по специальности «Сурдопедагогика».
Важным для решения задач межведомственного взаимодействия стало выступление заведующего отделением слухопротезирования ГУ «Республиканский научно-практический центр оториноларингологии» Козловой Светланы Владимировны на тему «Медицинская помощь детям с нарушением слуха в Республике Беларусь». Участники семинара имели возможность ознакомиться с нормативно-правовыми документами, регламентирующими оказание медицинской помощи этой категории детей, а также с историей аудиологического скрининга и кохлеарной имплантации.
Групповой доклад на тему «Технические аспекты слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха» был представлен сотрудниками трех организаций: Позняк Натальей Александровной, менеджером ООО «ОВЕРМЕДИКА», Пачковской Ольгой Александровной, сурдологом ООО «СОНУС» и Изосимовым Андреем Алексеевичем, клиническим специалистом MED-EL.
Прекрасным завершением первой части научно-методического семинара стала презентация документального фильма «Пусть мир услышит» (режиссеры Евгений Захаров и Аркадий Соснов, продюсер Наталья Конюшенко, г. Санкт-Петербург). Участники семинара получили уникальную возможность познакомиться с судьбами трех героев — людей с диагнозом «глухота», которые благодаря операции кохлеарной имплантации вновь обрели возможность слышать, вести полноценный образ жизни, найти себя в любимой профессии.