Поступление ребёнка в школу является сложным периодом в его жизни, связанным с вхождением в качественно новую среду и необходимостью адаптации к ней. Основное изменение в жизни первоклассника – это смена привычного образа жизни как на физическом, так и на психологическом уровне. Всякая новая ситуация является для ребёнка неопределённой, незнакомой даже при условии того, что он знает о ней и его специально готовят, информируют о предстоящих изменениях.
Один из главных вызовов для первоклассника со слуховым аппаратом или кохлеарным имплантом — это общение с учителями и одноклассниками. Ребенку может быть сложно различать слова и фразы, особенно при шумном окружении классной комнаты или на перемене. Одним из важных вопросов, который возникает у родителей, когда ребенок с кохлеарным имплантом идет в первый класс это за какой партой, должен сидеть ребенок?
Давайте разбираться! Расстояние от классной доски до последнего ряда столов или парт обычно не превышает 9 метров. При этом средний уровень шума в школьном классе составляет 40-50 Дб.
Громкость речи учителя в школьном классе составляет 60 Дб. Но в воздушной среде звуковые волны затухают вследствие вязкости воздуха и молекулярного затухания. Звуковое давление ослабевает пропорционально логарифму расстояния и детям с кохлеарным имплантам сидящих на задних партах очень сложно воспринимать звуковую информацию.
Для того что бы ребенку с кохлеарным имплантом избежать затруднений в слуховом восприятии речи учителя, он должен сидеть в классе не далее 2-й парты.
Другой не менее важной проблемой является ухудшение восприятия речи в школе из-за реверберации.
Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.
Отраженный звук маскирует и зашумят прямой звуковой поток. Реверберация в школьном классе существенно снижает разборчивость речи у слабослышащих детей практически в два раза.
Что бы снизить эффект реверберации, нужно правильно выбрать место для вашего ребенка. Ни в коем случае не следует выбирать такое место в классе, в котором ухо с речевым аппаратом или кохлеарным имплантом будет расположатся возле хорошо отражающей поверхности стены или окна.
Правильным расположением ребенка в классе следует считать, когда микрофон речевого процессора обращен к средней линии помещения. Можно снизить влияние шума помещения за счет бинаурального слуха (бимодальная стимуляция). А также при использовании речевого процессора в режиме узко направленного микрофона. Также для того, чтобы облегчить слуховое восприятие ребенку после кохлеарной имплантации можно использовать ФМ систему.
У детей обучающихся в первом классе возможны проблемы с пониманием инструкций учителя или заданий. Попросите школьного учителя давать визуальные подсказки. Например, чтобы учитель писал на доске ключевые слова или домашнее задание, использовал естественные жесты для облегчения обучения.
Дети могут испытывать затруднения при создании связей с другими детьми или ощущать себя «отделёнными» из-за использования слухового аппарата. Они могут беспокоиться о возможном высмеивании или непонимании со стороны сверстников. Важно поддерживать ребенка и помогать ему участвовать в различных активностях класса, чтобы он мог почувствовать себя комфортно и был принят в школьный коллектив.
Часть социализации учеников может происходит в дополнительных секциях и кружках по интересам. Здесь дети, как и в школе учатся работать в коллективе, объединенном общей целью. Дополнительные занятия помогают школьникам заводить друзей, общаться и участвовать в общественной жизни. Однако необходимо знать, что если у ребенка не будет возможности гулять, отдыхать и выполнять домашние задания без спешки, то у него могут возникнуть проблемы со здоровьем или у него может начаться невроз. Поэтому, если Вы считаете, что музыка или спорт необходимы для обучения и социализации ребенка, Вы можете начать посещать секции и кружки за год до начала обучения или со второго класса.
Учитывая сложности восприятия звуков, дети с кохлеарными имплантами или слуховыми аппаратами могут иметь трудности с развитием навыков чтения, письма и математики. Они могут испытывать затруднения при распознавании звуков букв или инструкций на уроках. Для таких детей особенно полезна индивидуальная работа с учителем или специалистами по слухоречевой реабилитации.
Другой вызов для первоклассника — это правильный уход за своим речевым процессором или слуховым аппаратом. Ребенку необходимо научиться правильно эксплуатировать свое «электронное ушко». Ребенок должен содержать его в рабочем состоянии, что может потребовать определённого времени и ответственности.
Важно отметить, что каждый ребенок является уникальным, и трудности могут различаться в зависимости от индивидуальных особенностей. Следует помнить, что ранняя поддержка и понимание окружающих играют важную роль в обеспечении успешной адаптации первоклассника с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом. Родители, учителя и специалисты должны работать сообща для создания безопасной и поддерживающей среды для таких детей.
Автор статьи: Пудов Николай Викторович - аудиолог, специалист по дистанционной реабилитации проекта "Я слышу мир!".