Вопрос–ответ
-
Как слышит человек?
Ухо человека имеет три основные части:
Наружное ухо
Ушная раковина, которая помогает нам определить, откуда исходит звук.
Слуховой проход служит в качестве звукового канала. В нем может скапливаться ушная сера.Среднее ухо
Барабанная перепонка, которая туго натянута, подобно коже настоящего барабана, и превращает звуковые колебания в вибрации.
Цепочка из трех маленьких косточек, которые называются молоточек, наковальня и стремечко и проводят вибрации во внутреннее ухо.Внутреннее ухо
Улитка, которая свернута спиралью наподобие настоящей улитки и наполнена жидкостью. Она содержит очень чувствительные клетки, которые называются волосковыми клетками, потому что на конце каждой клетки имеется крошечное образование, похожее на волосок. Волосковые клетки, колеблясь, вырабатывают электрические импульсы которые по слуховому нерву поступают в головной мозг который и распознает их как звуки.
Человек слышит мозгом, а не ухом!
-
Программа реабилитации после кохлеарной имплантации «Я слышу мир!»
Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достижение оптимального результата после кохлеарной имплантации в развитии естественного слухоречевого поведения.
Цель реабилитации — научить воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые), понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи.
Программа слухоречевой реабилитации «Я слышу мир!» — это инновационная методика, разработанная сотрудниками «
Санкт-Петербургского НИИ ЛОР», объединяющая усилия врачей, сурдопедагогов, детей и их родителей и обеспечивающая создание единой развивающей слухоречевой среды для ребенка, а также интеграцию его в общество слышащих людей.В процессе послеоперационной реабилитации участвует целая команда специалистов: оториноларинголог, логопед, сурдопедагог, психолог, психиатр, инженер
и т. д. Возглавляют команду реабилитации ведущие специалисты института: В. Пудов, И. Королёва, О. Зонтова. Только благодаря слаженным усилиям большого коллектива института, имеющего уже более чем15-летний опыт работы, мы достигаем хороших результатов после кохлеарной имплантации практически у всех больных. Даже среди тех, кому было отказано в других центрах. О том, что все специалисты института трудятся замечательно и с полной отдачей, говорят многочисленные благодарности пациентов, которым вернули способность учиться и работать наравне со слышащими людьми. -
В каких случаях ребенку рекомендуется сделать кохлеарную имплантацию?
Кохлеарную имплантацию делают детям с двусторонней глухотой или 4 степенью тугоухости. В последние годы расширяются показания для проведения кохлеарной имплантации, и ее могут рекомендовать ребенку с остаточным слухом.
При этом ребенку не помогают современные правильно подобранные и настроенные слуховые аппараты, потому что у него повреждена большая часть волосковых клеток в улитке. Решение о целесообразности проведения операции ребенку принимает специальная комиссия в центре кохлеарной имплантации по данным комплексного обследования.
-
Почему возникают нарушения слуха?
Потеря слуха возникает либо в результате повреждения частей наружного и среднего уха, либо при повреждении частей внутреннего уха, поэтому различают:
- Кондуктивную тугоухость
- Сенсоневральную тугоухость
- Слуховую нейропатию
- Центральное расстройство слуха
В детской сурдологии наиболее часто встречается кондуктивная и сенсоневральная тугоухость.
Кондуктивная тугоухость
При кондуктивной тугоухости изменения не затрагивают структуры внутреннего уха и слуховой нерв, а затрагивают область барабанной перепонки и среднего уха. Например, ухудшение подвижности в системе слуховых косточек или обширная травма барабанной перепонки. Такое нарушение слуха у детей возникает вследствие: атрезии (полное или частичное недоразвитие) наружного слухового прохода, серных пробок, аномалии развития и повреждения барабанной перепонки и косточек среднего уха, отитов и др. Кондуктивная тугоухость приводит к снижению слуха 1–2 степени.
Слуховой аппарат поможет преодолеть поврежденный участок — усилив давление звука. Бывает когда повреждения настолько серьезны, что полностью препятствуют проведению колебаний, и даже самый мощный слуховой аппарат не сможет помочь — в этом случае доктор выбирает между операцией по восстановлению среднего уха или операцией по вживлению вибрационного импланта.
Сенсоневральная тугоухость
При сенсоневральной тугоухости повреждаются волосковые клетки в улитке или слуховой нерв, что встречается реже. При этом виде нарушения слуха у маленьких детей, звуковые колебания не могут преобразоваться в электрические сигналы, что приводит к невозможности распознавания звуков головным мозгом. При малой, средней или даже умеренно тяжелой потере слуха звук будет восприниматься за счет сохранившихся волосковых клеток.
Наиболее частые причины сенсоневральной тугоухости у детей — наследственное нарушение слуха, гипоксия, высокий уровень билирубина, вирусные инфекции матери во время беременности, менингоэнцефалит, прием ототоксических препаратов и др. Снижение слуха — от 1 степени до глухоты.
При этом слуховой аппарат будет значительно улучшать частично оставшуюся слуховую функцию — за счет более интенсивного раздражения волосковых клеток.
Когда же значительная часть, или все волосковые клетки погибли — слуховые аппараты часто неэффективны. Тогда применяют кохлеарный имплант, который принимая звуки, преобразует их в электрический сигнал, и передает их непосредственно на нерв, минуя структуры пораженной улитки.
Слуховая нейропатия
Это нарушение выделено в последние годы благодаря появлению объективных методов исследования слуха. В отличие от сенсоневральной тугоухости оно характеризуется сохранностью наружных волосковых клеток. Основная причина — нарушение синхронизации возбуждения в волокнах слухового нерва. При этом также могут быть повреждены внутренние волосковые клетки. Для этих пациентов характерны трудности восприятия речи, хотя снижение слуха, как правило, незначительное.
Кондуктивная и сенсоневральная тугоухость, слуховая нейропатия относятся к периферическим нарушениям слуха.
Центральное нарушение слуха
Эти расстройства обусловлены повреждением подкорковых, начиная с кохлеарных ядер, и корковых центров слуховой системы. При этом нарушаются процессы анализа акустических, в том числе и речевых сигналов — обнаружение, различение, узнавание, распознавание, запоминание звуковых сигналов.
Дети с центральными расстройствами слуха ведут себя как слабослышащие, хотя имеют нормальные или незначительно повышенные пороги слуха. Эти нарушения особенно характерны для детей с патологией нервной системы, вызванной гипоксией и гипербилирубинемией.
Нарушения слуха могут быть односторонними (повреждено одно ухо — левое или правое) и двусторонними (повреждены оба уха).
Нарушения могут быть наследственными (
в т. ч. обусловленные генетическими мутациями), врожденными, приобретенными. У 50% новорожденных тугоухость имеет наследственное происхождение. При этом у трети этих детей расстройства слуха сочетаются с другими нарушениями,т. е. входят в состав синдрома. Расстройства слуха могут сочетаться с заболеваниями глаз,костно-мышечной , покровной, нервной, эндокринной систем, заболеваниями почек. Наследственная тугоухость чаще обусловлена необратимыми изменениями структур улитки, но существуют нарушения, связанные с аномалиями наружного и среднего уха. Наследственные нарушения слуха могут проявляться сразу после рождения ребенка или развиваться постепенно.В настоящее время идентифицировано более 50 генов, мутации в которых вызывают различные расстройства слуха. Большая часть этих расстройств является врожденной или развивается у ребенка в раннем возрасте до овладения речью.
Слуховое восприятие при разной степени потери слуха
В зависимости от степени снижения слуха выделяют: I, II, III, IV степень и глухоту.
Степень потери слуха
Средние пороги слуха
Восприятие разговорной и громкой речи
Восприятие шепотной речи
I
26–40 дБ
6–3 м
2 м – у уха
II
41–55 дБ
3 м – у уха
у уха – нет
III
56–70 дБ
громкая речь у уха
нет
IV
71–90 дБ
крик у уха
нет
Глухота
>91 дБ
нет
нет
Глухота
В зависимости от того, когда человек потерял слух, выделяют:
- Долингвальную глухоту — это глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни. Дети с таким нарушением слуха могут научится речи только с большим трудом и чаще используют язык жестов для общения;
- Перилингвальную глухоту — к ней относятся потери слуха в период овладевания речью до ее полного овладевания (от 1 года до 5 лет);
- Постлингвальную глухоту — к ней относятся потери слуха, возникшие после овладевания речью (позднооглохшие пациенты).
-
Зачем нужна реабилитация после кохлеарной имплантации?
Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознаватьокружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.
Для этого послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
- Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.
- Развитие слухового восприятия и речи.
- Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание
и т. д. ) - Психологическая помощь ребенку и его близким.