Развитие слухового восприятия

Main Menu

     
 

СЕРИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Зонтова О.В.

 

 

Информация предназначена как для родителей, так и для педагогов, а также для всех тех, кто интересуется методикой развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом, в том числе – после кохлеарной имплантации.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная серия заданий рассчитана для РСВ (развития слухового восприятия). Задания могут проводить как родители и лица их заменяющие, так и сурдопедагоги по месту жительства.

 

 

 

 

Вам необходимо помнить:

 

1. Для того, чтобы добиться положительных реабилитационных занятий необходим усиленный режим занятий, проводимых в домашних условиях и вне дома. Любой выход на улицу совместно с ребенком возможно превратить в занятие.

 

2. Для того, чтобы добиться положительных реабилитационных занятий ребенку необходимо постоянно носить аппарат, снимая его лишь на сон, водные процедуры и физкультуру.

 

3. Для того, чтобы добиться положительных реабилитационных занятий ребенку необходим высокий мотивационный настрой на занятия и ношению аппарата. Ребенок должен видеть сои результаты и быть удовлетворен ими.

 

 

УДАЧИ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!

 

 

 


 

Упражнение 1


Кашель и чихание.

 

 


 

 

 

Цель – ребенок должен узнать о различных неартикулируемых (не различаются по губам) звуках, издаваемых человеком и научиться их различать.

 

Проведение – на табличках могут быть написаны слова: «кашель» и «чихание». Мама изображает кашель или чихание. Ребенок говорит, что это было – кашель или чихание и пытается изобразить данные действия.

 

Усложнение задания – Когда ребенок четко научиться реагировать на звук кашля и чихания, Вы можете ввести другой звук или звуки (в зависимости от уровня сложности задания): звук поцелуя, зевания, сморкания, храпа и др. Далее, в это же задание можно добавить следующие звуки: мы идем, мы чистим зубы, полощем горло, подпиливаем пилочкой ногти и др. при этом ребенку предлагаются различного рода комбинации двух – трех, а возможно и четырех выше описанных шума.

 

 

 

 


 

Упражнение 2


Быстро и медленно.

 

 


 

 

 

Цель – ребенок должен научиться различать быстрый и медленный темп.

 

Проведение – Сначала Вы говорите ребенку, что нужно хорошо слушать и внимательно смотреть. Перед ребенком в открытую показывается быстрый темп ударов по барабану (в ладоши, по столу, свисток, пианино и т.д.) и медленный. При этом ребенок должен видеть инструмент, производящий звук. Далее – перед ребенком кладутся две таблички «быстро» и «медленно», он отворачивается. В это время взрослый производит на барабане быстрый или медленный темп. А ребенок поворачивается и определяет - был быстрый или медленный темп. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно определять темп неречевого звучания.

 

Усложнение задания – тоже самое задание следует повторить с речевыми сигналами:

 

  1. ПАПАПАПАПАПА и ПА ПА ПА ПА ПА ПА

  2. ДАДАДАДАДАДА И ДА ДА ДА ДА ДА ДА

 

При первоначальном выполнении задания темп медленных речевых звуков должен быть очень медленным и отличаться от быстрого темпа.

Ребенок может рисовать темп:

Быстрый //////////

Медленный / / / / /

 

Кроме того, задание можно усложнить, давая быстрый темп на одном инструменте, а медленный – на другом. Сначала без определения инструмента, а потом задачей ребенка будет показать и инструмент звучания.

 

 

 

 


 

Упражнение 3


Громко и тихо.

 

 


 

 

 

Цель – помочь понять ребенку, что между громким и тихим звучанием существует разница.

 

Проведение - Прежде всего ребенок должен научиться различать на слух по громкости неречевые звучания. Ребенку необходимо определить – громкий или тихий. Источником звучания могут быть: барабан, свисток, ладоши и др.

 

Усложнение – Различение на слух по громкости речевые сигналы. Ребенку необходимо определить – громкий или тихий.

 

 

Они могут быть:

 

Громкие

Тихие

па

да

а

а

мама

мама

 

 

 

 


 

Упражнение 4


Сколько звуков?

 

 


 

 

 

Цель – научить ребенка воспринимать и различать акустически количество звучаний.

 

Проведение – ребенок считает неречевые звучания, воспринимаемые им исключительно на слух. Это могут быть:

 

  • удары барабана;

  • сигналы свистка или дудки;

  • звуки пианино;

  • хлопки в ладоши и др.

 

Сначала ребенку необходимо научиться различать один или много сигналов. Затем он будет в состоянии просчитать их количество.

 

Усложнение – возможно проведение усложнения задания при восприятии и различении на слух речевых сигналов. Это могут быть:

 

  1. Единичные звуки. Например: А, У, С, Ц, Б и др.

  2. Слоги. Например: ПА, ДА, МА, НА, РА, ЛА, ВА, СА и др. Задание может звучать так: «Посчитай, сколько раз я повторю слог» или так: «Сосчитай, сколько слогов в слове» – это является более сложным заданием.

  3. Слова. Задание может звучать так: «Посчитай, сколько раз я повторю слово» или так: «Сосчитай, сколько слов в предложении» – это является более сложным заданием.

 

 

 

 


 

Упражнение 5


Длительность звучания.

 

 


 

 

 

Цель – ребенок должен научиться осознанно обращать внимание на продолжительность звучания голоса.

 

Проведение - для выполнения этого упражнения вам необходимы: листок и карандаш. Во время звучания ребенок должен рисовать линию на листке. Как только звучание прекратилось, линия обрывается. Звучания могут быть следующими:

 

  1. Неречевые звуки: свисток.

  2. Речевые звуки: А______, О_______, С________, Ш_______ и др.

 

Усложнение - проводится с помощью речевых сигналов следующими способами:

 

  1. ПАПАПАПА

  2. ПАПАПАПА_________

  3. Оля________

  4. Ирина__________

  5. Наталья_____________

 

 

 

 


 

Упражнение 6


Узнай голос.

 

 


 

 

 

Цель – помочь ребенку научиться определять типичные свойства голосов его близких и различать принадлежность этих голосов.

 

Проведение – Несколько членов семьи (2 или 3-4) располагаются рядом с ребенком. Затем идет тренировка – ребенок слушает голос каждого. Все повторяют фразу, например: «Эй! Володя!». Далее все присутствующие закрывают рот и кто-либо один произносит знакомую фразу. Ребенок должен определить, кто ее произнес. Так повторяется до тех пор, пока он не выполнит упражнение без ошибки.

 

Усложнение – После успешного выполнения этого упражнения близкие ребенка могут говорить не одинаковую фразу, а различные, что усложнит задание.

 

 

 

 


 

Упражнение 7


Где источник звука?

 

 


 

 

 

Цель – помочь ребенку научиться локализовать звук.

 

Проведение – С двух сторон от ребенка (справа и слева или спереди и сзади) садятся близкие. Они должны издать какой-либо звук (барабан, свисток, хлопок, голосом и др.). Звуки с обоих сторон должны быть одинаковыми. Ребенок видит, кто из них это делает. Так проводится тренировка. Далее ребенок не должен видеть источник звука. Кто-то подает сигнал. Ребенок определяет – был сигнал справа или слева (спереди или сзади).

 

Усложнение – Источники звука располагаются с четырех сторон от ребенка и он должен определить откуда идет звук: справа, слева, спереди или сзади. Звуки со всех сторон должны быть одинаковыми. Кроме того, усложнить задание можно следующим образом: со всех сторон давать разные звуки.

 

 

 

 


 

Упражнение 8


Голоса животных.

 

 


 

 

 

Цель – научить ребенка воспринимать и различать звукоподражания животных.

 

Проведение – необходимо научить ребенка различать голоса животных. Для этого хорошим подготовительным упражнением будет различение звукоподражаний животных. Различение двух – трех, а возможно и четырех звукоподражаний.

 

Можно взять такие:

 

Животное

Звукоподражание

собака

гав-гав

корова

му – у

кошка

мяу

курица

ко – ко

утка

кря – кря

кукушка

ку - ку

поросенок

хрю – хрю

лошадь

иго – го

змея

ш – ш - ш

гусь

га – га

баран

бе – е

коза

ме - е

воробей

чик - чирик

ворона

кар - кар

петух

ку – ка - реку

мышка

пи - пи

волк

у – у – у

 

 

Усложнение – После выполнения этого упражнения (различения на слух звукеоподражаний) можно осуществить различение на слух натуральных звуков животных. Для этого можно купить лазерный диск, кассету или пластинку с голосами природы.

 

 

 


 

Упражнение 9


Звуки речи.

 

 


 

 

 

Цель – научить ребенка воспринимать и различать звуки речи между собой по различным характеристикам и вычленять основные их фонетические признаки.

 

Проведение – Ребенок учиться различать по два – три звука. Перед ребенком должны находиться карточки с различаемыми звуками.

 

Звуки могут быть:

 

Характеристика

Звуки

по высоте

А, О, У, И, С, Ш, Ч, Ц, СЬ.

по громкости

А, Х

В, Ф и др.

трудные для восприятия

СЬ, В, Н, М, Р, Л, Й

длинные и короткие

С, Ц

М, Д и др.

 

 

Усложнение - проведение опознавания звуков без наглядной основы сначала двух – трех звуков, а потом и четырех.

 

 

 

 


 

Упражнение 10


Слова.

 


 

 

 

 

Цель – научить ребенка различать между собой слова по различным характеристикам.

 

Проведение – Для начала проводиться различение слов абсолютно различающихся по всем характеристикам (по ударному слогу, по количеству слогов, по набору звуков).

 

Это могут быть такие слова как, например:

 

  1. Лес, корова.

  2. Рот, голова.

  3. Звук, высоко.

  4. Дом, туловище.

 

Усложнение – далее слова подбираются более схожие по характеристикам. Например:

 

  1. Слова с разными гласными. но одинаковым количеством слогов (лампа – ложка, веник – вата).

  2. Слова с одинаковыми гласными. но разным количеством слогов ( сыр – мыло, сад – сахар).

  3. Слова с одинаковым количеством слогов и одинаковыми гласными (мама – папа – баба, корова – ворота).

  4. Одинаковые по количеству слогов.

  5. Одинаковые по месту ударного слога.

  6. Слова, различающиеся между собой лишь одним звуком (лом - ком, крыша – крыса, мишка – шишка, коса – коза).

 

 

 

Назад

 

 

 

 
     
 
Copyright 2017. Проект «Я слышу мир!»