Советы как помочь ребенку быстрее научиться слышать с кохлеарным имплантом

Main Menu

     
 

Советы как помочь ребенку быстрее научиться  слышать с кохлеарным имплантом

 

 

  1. Надевайте процессор кохлеарного импланта (КИ) ребенку во включенном состоянии на самом тихом режиме. Надев КИ, произнесите несколько раз /па-па-па/, привлекая внимание ребенка к вашему лицу и его уху («Ты слышишь? Да, молодец!»). Стимулируйте ребенка повторить /па-па-па/, это поможет ему быстрее осознать, что он слышит с КИ, услышать свой голос, будет стимулировать его произносить звуки.

  2.  

  3. Через 5-10 мин. увеличьте усиление процессора КИ. Если у ребенка нет неприятных ощущений от громких звуков (похлопайте в ладоши, погремите железной банкой с камешками или ложкой в чашке), то можно еще увеличить громкость. Если он испугался, заморгал, вздрогнул, усиление пока следует уменьшить.

  4.  

  5. В первые дни ношения КИ надо стараться постепенно увеличивать усиление в течение дня, чтобы ребенок привыкал к новым звукам. Но необходимо избегать неприятных ощущений ребенка от громких звуков. На занятиях устанавливайте максимальное усиление (при этом у ребенка не должно быть неприятных реакций на громкие звуки), а в шумных помещениях – уменьшите усиление.

  6.  

  7. Позднее после установки стабильных параметров настройки процессора аудиолог сообщает, какую программу предпочтительно использовать. Дети старшего возраста самостоятельно выбирают предпочитаемую программу.

  8.  

  9. В первый месяц за час до сна лучше устанавливать меньшее усиление на процессоре КИ, особенно если ребенок перевозбуждается и быстро устает.

  10.  

  11. Произнося /па-па-па/, покажите ребенку, что он не слышит, когда вы отводите магнит с его головы (несколько раз осторожно отведите магнит от головы и верните его на место). Это очень нравится детям и помогает им быстрее осознать звуки и их связь с КИ.

  12.  

  13. Негромко постучите по столу несколько раз, привлекая внимание ребенка к движению, покажите ему на свое ухо, скажите «Я слышу! Здорово!». Попросите его постучать по столу, послушайте вместе с ним, показывая на свое ухо «Здорово! Я слышу!». Делайте это с радостной мимикой – она понятна ребенку и вызывает его интерес к слушанию. Так же проделайте с другими звуками – поскребите по столу, пошуршите полиэтиленовым пакетом, покашляйте, почмокайте, погремите ключами и т.п. Многие дети старше 4-х лет слышат эти звуки уже в первые дни использования КИ (список разных бытовых звуков, к которым можно привлечь внимание ребенка есть в книгах И.В.Королевой).

  14.  

  15. Быстрее всего ребенок научается обнаруживать, что звук есть или его нет. Поэтому для развития слушания сначала лучше подходят резкие звуки, которые можно самим «включить/выключить». Например, постучать по столу, включить/выключить воду, позвенеть ложкой в стакане, покашлять и др.

  16.  

  17. Все время играйте вместе с ребенком с разными звуками, помня, что первое время он должен услышать звук несколько раз, чтобы осознать его. Сначала надо привлекать также предварительно его зрительное внимание к звуку. Постепенно по мере настройки процессора КИ и накопления у ребенка опыта слушания он будет реагировать на все большее число разных звуков.

  18.  

  19. Делайте все весело, превратите процесс слушания в забавную игру! Ребенок должен увидеть по вашей мимике, как это весело и интересно!

  20.  

  21. В осознании ребенком звуков и накоплении им слухового опыта поможет альбом, где вы вместе с ним рисуете предметы, которые издают эти звуки (или наклеиваете картинки, фотографии) и подписываете короткими предложениями («Колокольчик звонит», «машина гудит», «девочка плачет»). Там есть странички: «Я слышу!» и «Я узнаю эти звуки!». Вы используете этот альбом на занятиях с педагогом и дома, называя предметы, звуки, действия. Это помогает ребенку запоминать эти звуки и соответствующие слова.

  22.  

  23. В занятиях по развитию слуха и речи с КИ с детьми дошкольного и младшего школьного возраста очень помогает альбом, который включает кроме страничек «Я слышу!» и «Я узнаю эти звуки!» (они после подключения КИ быстро расширяются), странички про семью, самого ребенка, любимого домашнего животного, день рождения ребенка, новый год, любимое занятие ребенка. Эти странички должны включать картинки с короткими предложениями. Для малышей полезна страничка с картинками животных с подписанными названиями и звукоподражаниями («собака лает: «ав-ав»). Альбом родители вместе с ребенком готовят дома, обсуждая все странички. Этот альбом надо привезти на реабилитацию, знакомые события и картинки помогают ребенку быстрее научиться узнавать звуки и слова с КИ.

  24.  

  25. Если ребенок слышит 2 звука, то поиграйте в игру «что это было?». При этом ребенок должен узнать, какой звук вы издали – пошуршали бумагой или почмокали, постучали по стеклу или похлопали в ладоши. Дети быстрее научаются узнавать окружающие звуки с КИ, и это умение стимулирует их экспериментировать со звуками – скрести, звенеть ключами, включать/выключать воду, спускать воду в унитазе и т.д.

  26.  

  27. Когда вы учите ребенка откликаться на имя, то зовите его несколько раз, пока он не оглянулся. Если он оглянулся, то похвалите его и сделайте с ним что-то вместе (поиграйте с ним, дайте что-то, поведите его мыть руки и др.). Нужно, чтобы он понял, что когда он слышит этот звук и оглядывается, происходит что-то важное для него. Если он не повернулся, подойдите к нему, повторяя его имя, пока он не увидел ваше лицо. Обратите его внимание на свои губы: «Да, я зову тебя. Вова! Вова! Ты слышишь? (показывая на ухо) Молодец!». Скажите несколько раз, показывая на него или на себя: «Вова», «Мама». После этого обязательно сделайте с ним что-то вместе, чтобы он понял, что когда он слышит этот звук и оглядывается, происходит что-то важное для него.

  28.  

  29. Говоря что-то ребенку, повторите это слово или фразу 3 раза. В первый раз ребенок просто услышал какой-то звук, но не успевает его проанализировать. Но он станет внимательнее слушать, и после повторения он уже может запомнить слово. Если он не взял нужный предмет, не выполнил действие после повторения, скажите слово/фразу еще раз, сопровождая ее жестом, чтобы облегчить ребенку понимание слова/фразы. Старайтесь меньше использовать жесты при общении с ребенком. Но не убирайте их совсем! Используйте жест только после того, как вы 2 раза назвали слово/фразу.

  30.  

  31. Для развития у ребенка реакций на звуки отлично подходит мобильный телефон – его можно спрятать и поискать его по звуку, с ним можно послушать разные мелодии, потанцевать под ритм мелодии. Если в комнате несколько детей, можно устроить соревнование «Кто найдет быстрее» телефон, а когда дети научатся узнавать 2 мелодии, играть в игру «Чей телефон звонит – мамин или тети?».

  32.  

  33. При общении с малышом всегда оставляйте паузу между своими репликами, чтобы он мог вам ответить, даже если он пока не говорит.

  34.  

  35. Если ребенок еще не говорит и не произносит звуков, стимулируйте его это делать, положив его руку на свое горло, когда вы что произносите. Ребенок почувствует при этом вибрацию. Затем вторую руку ребенка положите на его горло, чтобы он попытался произнести что-то, сначала контролируя свои ощущения с помощью руки. Похвалите и порадуйтесь вместе с ним за попытку произнести что-то голосом! Пользуйтесь этим приемом регулярно, чтобы развить его умение произносить звуки и пользоваться голосом для общения.

  36.  

  37. Ребенку, который умеет читать, можно написать слово/или фразу, которую он не узнал на слух. Надо дать ему его прочесть, а потом он должен несколько раз ее повторить, не глядя на бумагу. Это помогает ему запомнить звучание слова/фразы, а также постепенно улучшать его произношение.

  38.  

  39. Для оценки того, как ребенок научается слышать с КИ, используйте анкету «Оценка слухового поведения ребенка с ранним возрастом (LittlEARS)». Если ребенок пока не делает того, что спрашивают в анкете – просто помогайте ему этому научиться и у вас с ним все получится!

 

 

Назад

 

 

 

 

 

 
     
 
Copyright 2017. Проект «Я слышу мир!»