Возможности кохлеарной имплантации в России

Main Menu

Возможности кохлеарной имплантации в России
     
 

Возможности кохлеарной имплантации в России



13 апреля – в День мецената и благотворителя – гостями информационно-музыкального канала «Невское утро» на «Радио России – Санкт-Петербург» стали руководитель и сотрудники СПб НИИ ЛОР:


Юрий Янов, доктор медицинских наук, академик РАН, директор СПб НИИ ЛОР, заслуженный врач РФ, Президент Национальной медицинской ассоциации оториноларингологов.


Владислав Кузовков, доктор медицинских наук, отохирург СПб НИИ ЛОР, член Международного сообщества экспертов «HEARING».


Инна Королева, главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, профессор Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, специалист по сурдотерапии, по реабилитации людей после кохлеарной имплантации.


В прямом эфире они рассказали о современном уровне развития кохлеарной имплантации в России. О том, какие уникальные операции проводятся сегодня в институте. О том, как специалисты СПб НИИ ЛОР осуществляют послеоперационную работу с пациентами по слухоречевой реабилитации и какие новейшие технологии и методики используют при этом.





Юрий Янов:


– В 2017 году исполняется ровно 20 лет с тех пор, как первая кохлеарная имплантация была проведена в России, и именно – в Санкт–Петербурге. Это – знаменательный момент для отечественной отоларингологии.


Юрий Янов, академик РАН, директор СПб НИИ ЛОР


На сегодняшний момент институт является одним из мировых лидеров в оказании помощи глухим и слабослышащим людям. Я не говорю о том, что СПб НИИ ЛОР делает больше всех в мире кохлеарных имплантаций, но институт занимается и отбором, и оперированием, и реабилитацией. Сама операция по кохлеарной имплантации – это только часть того трудного пути, который необходимо пройти и больному, и врачам, и родителям. Это – единый организм, и все должны подчиняться единым правилам. Кохлеарная имплантация – удел целой команды. Это один пациент и примерно 27 специалистов, участвующих в процессе на всем протяжении пути возвращения в мир звуков.


Владислав Кузовков:


– Напомню статистику. В России живет примерно 140 млн человек. Потребность в кохлеарной имплантации: одна на 100 тысяч человек ежегодно – это около 1400 операций в год на всю страну. Считается, что на 1000 новорожденных 1 ребенок рождается глухим, и еще 2 – 3 ребенка теряют слух в первые годы жизни.


Владислав Кузовков, д.м.н., руководитель отдела слуховой реабилитации после кохлеарной имплантации СПб НИИ ЛОР


Мы имеем две основных категории – маленькие дети, которые родились глухими или потеряли слух в первые годы жизни. Вторая большая категория пациентов – это люди, потерявшие слух, уже овладев речью. Есть и категория пожилых пациентов. Всем категориям мы можем помочь.


Когда люди впервые сталкиваются с этой проблемой, они, как правило, не знают, что делать. Они ищут информацию в Интернете. Обращаются к врачам–отоларингологам на местах. Сейчас люди находят необходимую информацию. Но, тем не менее, всегда – первый вопрос, который они задают: «Может ли это нам помочь? На самом ли деле нам это поможет?» На этом этапе приходится вести разъяснительную, просветительскую работу. Потом уже мы готовим пациента к операции. О том, что их ждет после операции, люди могут узнать только от нас – от тех специалистов, которые будут заниматься реабилитацией. Сама операция – это еще полдела.


После операции, когда подключается и сам имплант, и речевой процессор, для пациента настают трудные времена. Если это маленький ребенок, который не слышал до этого, то для него всё начинается сначала, как с первого дня от рождения. Пациенты, которые потеряли слух, уже овладев речью, тоже сталкиваются с проблемами. Потому что сначала звуки могут быть непохожими на те, что они слышали раньше. Но в процессе послеоперационной реабилитации эти звуки складываются в общую картину. В этом пациентам помогают специалисты по слухоречевой реабилитации.





Самое для нас приятное – когда люди приходят через несколько месяцев и говорят: «Доктор, я слышу так же, как раньше».





Инна Королева:

– Кохлеарный имплант дает физическую возможность слышать звуки. Но узнавать, какой именно это звук, понимать, что значит слово, которое выражается звуками – этому пациента надо учить. Это – длительный процесс. Эта ситуация в значительной степени напоминает ситуацию, когда мы не просто учимся слышать, а учимся иностранному языку. Почему мы всегда радуемся, когда есть возможность провести операцию маленькому ребенку? Потому что все знают, как легко учится любой маленький ребенок любому языку и насколько сложнее это делать взрослому человеку. Так устроен мозг. Это – его особенность.


Инна Королева, главный научный сотрудник СПб НИИ ЛОР, профессор, профессор РГПУ им. А.И. Герцена,


Проблем очень много. Мы проводим операции детям и взрослым, которые живут в разных регионах России. Страна – огромная, и не во всех регионах есть специалисты, которые могут продолжить нашу работу. И дети, и взрослые нуждаются в специальных занятиях, в возможности постоянно настраивать речевой процессор, и всё это требует новых подходов.


СПб НИИ ЛОР, безусловно, является в России ведущим учреждением, которое разрабатывает современные подходы, отличающиеся от методов обучения глухих людей говорить, которые использовались раньше – в 19 веке, в 20 веке. Тогда люди не слышали. Они учились говорить, читая по губам, глядя на написанный текст, это было опорой. Мы же учим слышать и развивать речь, как у обычных людей. Это требует большой работы с родителями. Потому что обычно ребенок овладевает словом, прежде всего, слушая речь близких людей, речь мамы, которая с ним больше всего общается. Но мама глухого ребенка, общаясь с ним, должна учитывать особенности восприятия, которые на начальном этапе не позволяют ее ребенку спонтанно осваивать речь.


Есть общероссийский проект – «Я слышу мир!», которое связывает не слышащих детей, их родителей и специалистов разных национальностей из разных регионов страны. Проект предназначен поддерживать такие семьи и таких детей.


СПб НИИ ЛОР разрабатывает семейно-ориентированные подходы, и вся страна работает по пособиям, которые подготовлены в институте. Бывшие наши соотечественники, страны ближнего зарубежья, так же работают по методикам, разработанным в СПб ЛОР НИИ. Сейчас в институте мы обсуждаем очень важную задачу – создание материалов на национальных языках. Конечно, в России основной язык – русский. Но очень много семей, которые говорят на других языках. И нам нужны материалы, которые будут предназначены для обучения детей говорить и слышать на самых разных языках. Сегодня уже созданы материалы на аварском, армянском, грузинском, казахском, татарском, украинском, якутском языках. Это тоже – важная задача.



 
     
 
Copyright 2017. Проект «Я слышу мир!»