Главная Вопрос - ответ Реабилитация

Вопрос–ответ

  • Программа реабилитации после кохлеарной имплантации «Я слышу мир!»


    Послеоперационная слухоречевая реабилитация является важнейшей составной частью всех мероприятий по кохлеарной имплантации, без нее невозможно достижение оптимального результата после кохлеарной имплантации в развитии естественного слухоречевого поведения.

    Цель реабилитации — научить воспринимать (акустические) звуковые сигналы (неречевые и речевые), понимать их и использовать новые слуховые ощущения для развития устной речи.

    Программа слухоречевой реабилитации «Я слышу мир!» — это инновационная методика, разработанная сотрудниками «Санкт-Петербургского НИИ ЛОР», объединяющая усилия врачей, сурдопедагогов, детей и их родителей и обеспечивающая создание единой развивающей слухоречевой среды для ребенка, а также интеграцию его в общество слышащих людей.

    В процессе послеоперационной реабилитации участвует целая команда специалистов: оториноларинголог, логопед, сурдопедагог, психолог, психиатр, инженер и т. д. Возглавляют команду реабилитации ведущие специалисты института: В. Пудов, И. Королёва, О. Зонтова. Только благодаря слаженным усилиям большого коллектива института, имеющего уже более чем 15-летний опыт работы, мы достигаем хороших результатов после кохлеарной имплантации практически у всех больных. Даже среди тех, кому было отказано в других центрах. О том, что все специалисты института трудятся замечательно и с полной отдачей, говорят многочисленные благодарности пациентов, которым вернули способность учиться и работать наравне со слышащими людьми.

  • Зачем нужна реабилитация после кохлеарной имплантации?


    Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом — научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознаватьокружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

    Для этого послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

    1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.
    2. Развитие слухового восприятия и речи.
    3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т. д.)
    4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

  • Что такое настройка речевого процессора?


    Через 3–4 недели после операции проводится подключение речевого процессора к кохлеарному импланту и первичная настройка речевого процессора. С этого момента пациент может слышать окружающие звуки. Речевой процессор после подключения настраивается для получения максимального эффекта у пользователя. Настройки проводит аудиолог, его работа направлена на формирование у человека полноценных слуховых ощущений.

  • Занятия со специалистами


    Главным направлением послеоперационной слухоречевой реабилитации для всех пациентов является развитие восприятия звуковых сигналов с помощью импланта. Кохлеарный имплант обеспечивает возможность слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи — это значительно более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др.

    Затем начинаются занятия с педагогом с целью развития слухового восприятия и развитие устной речи. Педагог обучает ребенка пользоваться своим появившимся слухом. Основной процесс реабилитации должен обеспечиваться родителями в домашних условиях.

    Реабилитационные занятия после включают обучение следующим аспектам:

    • обнаружение наличия-отсутствия звуков;
    • обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые — разные);
    • различение голоса человека и других неречевых бытовых сигналов;
    • опознавание бытовых сигналов;
    • определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.);
    • различие и опознавание отдельных звуков речи, (интонация, ритм), фонемных при знаков (твердость-мягкость, место артикуляции и др.);
    • опознавание изолированных слов, предложений;
    • понимание слитной речи; понимание речи и распознавание бытовых звуков в условиях помех.

  • От чего зависит эффективность реабилитации?


    Опыт применения кохлеарной имплантации показал, что те, кто потерял слух после того, как научился говорить (постлингвальная глухота), достаточно быстро восстанавливают способность понимать речь и даже могут разговаривать по телефону. Дети, которым имплант был установлен достаточно рано, в период развития речи, обучаются говорить и могут получать слуховое образование. Вместе с тем, эффективность импланта очень сильно зависит от множества факторов, включая заниженные или завышенные ожиданияпациента и его желание добиться результата.

    Сегодня кохлеарные импланты применяются как при слухопротезировании взрослых, так и детей, в независимости от того, родились ли они глухими, или потеря слуха наступила позже.

    Чем короче для пациента был период глухоты, тем успешнее пройдет операция. Но если слуховой нерв в течение долгого времени не подвергался стимуляции, он не сможет достаточно хорошо проводить звуковую информацию в мозг даже при помощи импланта.

    Мозгу также необходим опыт в распознавании звуков с раннего детства. Именно поэтому так важно в случае врожденной глухоты провести имплантацию до достижения ребенком пятилетнего возраста, а лучше всего — в возрасте трех лет, иначе время будет упущено безвозвратно.

Задайте вопрос